Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне


Новая война между ХАМАС и Израилем имеет отчетливый религиозный характер. Если судить по заявлениям руководителей террористической палестинской группировки, поводом для начала ее атаки на Израиль стало якобы имевшее место осквернение мечети Аль-Акса в Иерусалиме — одной из трех главных святынь исламского мира. «Бурей Аль-Аксы» ХАМАС назвал и само вторжение в Израиль. А многочисленные антиизраильские акции в поддержку боевиков начались в арабских и других мусульманских странах сразу после террористической атаки — то есть еще до начала ответного удара Израиля по сектору Газа и связанных с ним жертв. В чем же заключается причина многолетней вражды между мусульманами и евреями? И есть ли какой-то шанс на примирение между представителями двух религий? Разбираемся.

Как выглядят отношения между мусульманами и евреями сейчас

Нынешний уровень неприятия в отношении Израиля и евреев со стороны многих мусульман хорошо иллюстрируют многочисленные пропалестинские демонстрации — в том числе и в странах Европы. Например, в Лондоне митинг собрал около 300 тысяч человек, а среди звучавших там лозунгов был и такой: «от реки до моря» (имеется в виду территория от реки Иордан до Средиземного моря) — то есть речь шла о призыве к уничтожению Израиля как такового. 

Уже в первый день атаки, 7 октября, власти Исламской Республики Иран поздравили бойцов ХАМАС с удавшимся крупнейшим нападением на Израиль за последние годы, а МИД арабского государства Катар немедленно возложил ответственность за нападение на сам Израиль. В этот же день антиизраильские акции прошли во многих мусульманских странах, в том числе в Турции, Йемене, Ливане, Иране, Ливии, Ираке.

Антиизраильская демонстрация в Бейруте. Октябрь 2023 года. Фото: Reuters
Антиизраильская демонстрация в Бейруте (Ливан). Октябрь 2023 года. Фото: Reuters

Сейчас участники подобных манифестаций выступают преимущественно в поддержку жертв израильских ответных ударов по сектору Газа — но 7 октября, в первый день войны, убивали, насиловали и похищали лишь мирных жителей Израиля (включая женщин и детей). Что совершенно не мешало жителям исламских государств, а также их единоверцам из других стран — например, из Германии, — демонстрировать свою солидарность с террористами.

В ХАМАС причинами нападения называли стремление привлечь внимание мира к ограничениям, наложенным Израилем на сектор Газа, и желание захватить заложников, чтобы обменять их на заключенных в израильских тюрьмах членов организации. Однако в Израиле считают, что эта атака, как и прежние, была мотивирована в первую очередь идеологией ненависти к евреям и их государству.

Нельзя сказать, что последнее мнение не имеет под собой оснований. Концепция ненависти к Израилю проповедуется многими современными исламскими богословами. Например, иранский великий аятолла Макарем Ширази находит источник ненависти к Израилю (и к евреям-сионистам как сторонникам его существования) в Коране. Ведь эта священная книга не запрещает проклинать врагов Аллаха, тиранов, нечестивцев и преступников.

«Необходимо различать евреев, иудеев и сионистов. Евреи — это национальность, и мусульмане не имеют ни к кому вражды по национальному признаку. Иудеи — это последователи иудейской религии, которые в исламе считаются людьми писания. Мусульмане не имеют вражды к иудеям, если те не враждуют с мусульманами. Сионисты — это сторонники радикального национально-политического движения, объединяющего некоторых евреев и иудеев. Именно сионисты повинны в том, что на мусульманских землях было создано незаконное государственное образование Израиль. Именно с ними мусульмане ведут справедливую борьбу», — считает Ширази.

Возможно, именно поэтому террористы не имели особых проблем с вербовкой боевиков для участия в нападении на Израиль среди религиозных палестинских арабов сектора Газа. Участниками вторжения добровольно стали обычные «мирные» жители этой территории — и этот их выбор нашел поддержку со стороны их семей. Родственники погибших террористов называют их «мучениками».

Антиизраильская и антисемитская риторика, к сожалению, является своеобразной нормой для многих политиков исламского мира, которые в XXI веке всерьез отрицают право Израиля на существование. Один из их ярких представителей — бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, который считал, что Израиль нужно «стереть с лица земли», а массовое уничтожение евреев нацистами (Холокост) называл выдумкой. Впрочем, даже факт признания Холокоста сам по себе не делает позицию мусульманских политиков по отношению к Израилю мягче. В 2003 году на саммите Организации Исламская конференция премьер-министр Малайзии Моххамад Махатхир заявил: «Во Второй мировой войне европейцы убили шесть миллионов евреев из двенадцати. Но все равно евреи правят миром. Мы должны выиграть эту битву».

Следы засохшей крови на кухне одного из домов, на который было совершено нападение боевиков ХАМАС 7 октября 2023 года, кибуц Кисуфим на юге Израиля, 21 октября 2023 года. Фото: Reuters
Следы засохшей крови на кухне одного из домов, на который было совершено нападение боевиков ХАМАС 7 октября 2023 года, кибуц Кисуфим на юге Израиля, 21 октября 2023 года. Фото: Reuters

Рациональными аргументами вроде желания привлечь внимание мирового сообщества к проблемам сектора Газа невозможно объяснить страшную жестокость, которую проявили боевики ХАМАС во время своего кровавого рейда на израильскую территорию. Зато массовые расправы и похищения, убийства и обезглавливание детей, уничтожение целых семей с маленькими детьми хорошо объясняются ненавистью к Израилю и евреям, которая культивируется руководителями террористов и частью исламских религиозных деятелей.

Напряженность в отношении мусульман к евреям подпитывается самим фактом существования независимого еврейского государства на Ближнем Востоке, с которым не может смириться значительная часть мусульман.

Но, несмотря на столетия соседства мусульман и евреев, так было далеко не всегда. Когда же появилась эта ненависть?

Как ислам и иудаизм уживались в прошлом

Ислам и иудаизм (национальная вера евреев) имеют много общего — включая общность происхождения. Они (вместе с христианством) относятся к числу трех главных авраамических монотеистических (то есть подразумевающих существование единственного бога) религий, которые восходят к легендарному прародителю семитских народов Аврааму. И мусульмане, и религиозные евреи верят в единого всемогущего бога, который обращается к людям через своих пророков. Этого бога следует любить, почитать и соблюдать установленные им правила. При этом иудаизм появился гораздо раньше как ислама, так и христианства.

Главная священная книга мусульман Коран прямо указывает на родство авраамических религий, веру их представителей в общего единого бога и их равенство перед ним на суде в конце времен. Тем самым ислам как бы включает себя и другие авраамические религии в одно религиозное братство: «Те, кто верит (в Коран), и те, кто следует иудейским (Писаниям), христиане и сабии — все, кто верит в Аллаха и Последний день, кто творит добро, получат свою награду у их Господа, не будет у них ни страха, ни печали».

Молящиеся в Дубае. Фото: Levi Meir Clancy, Unsplash
Мусульмане, молящиеся в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты). Фото: Levi Meir Clancy, Unsplash

Похожим образом и иудаизм допускает возможность спасения представителей других авраамических религий. Причем ислам в силу своей в высшей степени монотеистической ориентации имеет здесь даже определенные преимущества по сравнению с христианством, чье учение о Троице, по мнению некоторых приверженцев иудаизма, «ослабило» веру в единого бога. Кроме того, в отличие от христианства, в исламе никогда не выдвигалось обвинение иудеев в ответственности за смерть Иисуса — что с точки зрения христиан считается богоубийством.

По мнению великого средневекового еврейского философа и богослова Моисея Маймонида, ислам, как и христианство, имеет важное место в божественном плане спасения: благодаря двум более новым авраамическим религиям присущее иудаизму мессианическое представление об искуплении грехов проникло в сознание неевреев.

Отсутствие взаимного неприятия между исламом и иудаизмом в их базовых установках привело к тому, что на большем отрезке совместной истории евреи не сталкивались в мусульманском мире с такой дискриминацией и жестокостью, как в христианских странах. Но идиллическими отношения между евреями и мусульманами тоже никогда не были. Проблем в них хватало с самого начала.

Ислам возник среди арабов Аравийского полуострова в VII веке. Еврейские общины в этом регионе к тому времени существовали уже несколько сотен лет — как минимум с II–III века, когда они бежали в аравийские пустыни от преследований со стороны Римской империи. Присутствие евреев сыграло большую роль в появлении и формировании ислама. Основатель этой религии Мухаммед, вероятно, еще в молодом возрасте познакомился в пересказах (читать и писать он, скорее всего, не умел) со священным писанием евреев и их устной религиозной традицией. В возрасте около 40 лет он посвятил себя молитвам и размышлениям о Судном дне, понял, что был избран богом в качестве пророка для арабов, и, объявив об этом, основал новую монотеистическую религию. Впоследствии его пророчества и учение составили Коран — священную книгу мусульман.

Мухаммед и его последователи достаточно быстро покорили языческие племена Аравии и обратили их в свою веру. Затем арабские завоевания распространились за пределы Аравийского полуострова — в том числе и на Израиль, входивший до того в состав Византийской империи. Поскольку еврейское население этого региона угнеталось христианскими правителями Византии, приход новых завоевателей не стал для евреев трагедией.

Фото: Reuters
Мусульманин читает Коран. Фото: Reuters

Суть учения Мухаммеда заключалась в следующем. Коран — это божественная книга, которая постепенно открылась пророку через ангела Джабраила. Ислам, основанный на этой книге, — это единственная, вечная и истинная религия. Вопрос вечности религии, появившейся в VII веке, объяснялся довольно просто: древние пророки Израиля и Иисус (которого мусульмане считают одним из пророков) проповедовали именно ислам, но евреи и христиане исказили их учение.

Сам Мухаммед считал своей миссией подтвердить то, что уже было объявлено предыдущими пророками, — и исправить то, что было искажено. Соответственно, он с уважением относился к еврейским священным книгам и пророкам Израиля. Поначалу он не видел серьезной разницы между иудаизмом и исламом, и это вселило в него надежду, что евреи охотно примут новую веру. Чтобы завоевать их признание, он распространил некоторые еврейские обычаи на свою религиозную общину — например, запретил употребление свинины и обязал верующих стоять во время молитвы лицом к Иерусалиму. Но надежды мирно обратить евреев в ислам не сбылись — и сменились разочарованием.

В 624 году Мухаммед призвал еврейский клан Кайнука из Медины признать его в качестве пророка. Те отказались. Мухаммед взял их в осаду, победил и изгнал евреев из города, а их имущество конфисковали в пользу мусульман. В 627 году отказались перейти в ислам евреи из Курайза. Мухаммед атаковал и их — и снова победил. После этой победы от 600 до 900 евреев были обезглавлены на рынке Медины. Была уничтожена вся мужская половина общины, кроме одного человека, перешедшего в ислам. Затем пророк разделил захваченное имущество — женщин, детей, лошадей и дома — между мусульманами.

А в 640 году армия Мухаммеда атаковала населенный евреями оазис Хайбар в 140 километрах к северо-западу от Медины. После полуторамесячной осады жители сдались на условиях договора, получившего название зимма. В соответствии с ним Мухаммед разрешил евреям сохранить свою веру и обрабатывать оазис с условием, что они будут отдавать мусульманам половину урожая. При этом Мухаммед сохранил за собой право изгнать их в любое время, когда ему заблагорассудится. Зимма Хайбара стала образцом для последующих договоров между арабскими завоевателями и завоеванными иудейскими и христианскими общинами.

Площадь Дира, место проведения публичных казней в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. Фото: BroadArrow, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org
Площадь Дира — место проведения публичных казней в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. Фото: BroadArrow, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

Как правило, за возможность жить и сохранить свою веру в исламских государствах побежденные приверженцы иудаизма (как и христиане) платили дань, или дополнительный налог — джизью. Джизья «работала» так же, как механизм экономического принуждения к переходу в ислам: принятие этой религии освобождало от ежегодной выплаты достаточно крупной суммы.

В различные периоды существования Арабского халифата отношение его правящей элиты к «еврейскому вопросу» было разным. Например, при фатимидском халифе Аль-Хакиме Биамриллахе, который правил в 996−1021 годах, наблюдались дополнительные притеснения «людей Писания» (к которым мусульмане относят христиан и иудеев). Однако это давление сильнее действовало на одну из конфессий: когда множество знатных чиновников-христиан перешло в ислам, большинство их коллег-иудеев осталось в лоне своей веры.

В целом политику арабских завоевателей к евреям и христианам в средневековых мусульманских государствах некоторые исследователи характеризуют как «религиозный апартеид». Примером может служить период арабского владычества в Испании, когда здесь действовал свод теологических, политических и бытовых правил, создававших для немусульманского населения цепь постоянных унижений и ритуальных оскорблений.

В соответствии с ним, мусульманам, например, запрещалось делать массаж иудеям и христианам, выносить после них мусор и убирать отхожие места: «Уместнее, если иудеи и христиане выполняют эту работу, так как это самая презираемая работа». Мусульманин должен был презирать евреев, стараться не здороваться с ними словами «мир тебе» и вообще не пересекаться с ними на одном пути. Евреям в Аль-Андалусе (арабское название Испании), равно как и другим немусульманам, предписывалось носить знак, по которому их можно было опознать — и ношение которого считалось постыдным. Разумеется, евреям было запрещено ездить верхом на благородных животных вроде лошади и иметь близость (а тем более заключать брак) с мусульманкой.

Краткий период религиозной терпимости Аль-Андалус пережил лишь во второй половине X столетия под властью халифа Кордовы Абд ар-Рахмана III и его наследника Аль-Хакама II. При Абд ар-Рахмане на высокие посты в мусульманской Испании впервые попали евреи — врач Шаздаи Бен Шапрут и великий визирь Гранады Самуэль ибн Нагрелла (Шмуэль ха-Нагид). Евреи на высоких постах считались в Испании более надежными, чем христиане, которые находились под постоянным подозрением в шпионаже в пользу вражеских христианских королевств и княжеств. А в противоположность мусульманской знати они были менее опасны для халифа и султанов — так как не имели династических и клановых связей при дворе и, будучи «неверными», не могли рассчитывать на получение полной власти в результате дворцового переворота.

В XI веке непродолжительная «идиллия» в арабско-еврейских отношениях на Пиренейском полуострове закончилась. В 1066 году в Гранаде произошел еврейский погром, во время которого было убито несколько тысяч евреев — в том числе и еврейский визирь Йозеф (сын ибн Нагреллы).

Упоминавшийся выше самый знаменитый еврей мавританской Испании, знаменитый философ и врач Моисей Маймонид в 1149 году (в возрасте 14 лет) был вынужден вместе со своей семьей покинуть Кордову из-за гонений на евреев. Позднее в своем письме к евреям Йемена он так рассказывал о тамошних погромах: «Задумайтесь, мои единоверцы, что Бог бросил нас среди этого народа — арабов, из-за наших тяжелых грехов. Никто и никогда так не оскорблял, не унижал, не издевался и не презирал наш народ, как они, мы обесчещены ими самым невыносимым образом».

Израильская банкнота достоинством в 1 шекель 1986 года выпуска с портретом Маймонида. Фото: Bank of Israel. commons.wikimedia.org
Израильская банкнота достоинством в 1 шекель 1986 года выпуска с портретом Маймонида. Фото: Bank of Israel. commons.wikimedia.org

После того как значительная часть Ближнего Востока (включая исторические еврейские земли в Палестине) оказалась под властью Османской империи, социальный статус местных евреев упрочнился. Турецкие власти не требовали от них обращения в ислам и предоставили определенную автономию во внутренних делах. Например, султан Мехмед II (правил в 1444–1481 годах) позволил главному раввину вести гражданские и религиозные дела еврейской общины.

В различных регионах обширного исламского мира положение евреев было разным. Например, в мусульманских ханствах Центральной Азии, где существовали многочисленные еврейские общины, в XIX веке для них имелся сборник правил «21 запрет». Он обязывал евреев носить специальные головные уборы и опоясываться веревкой для того, чтобы их можно было легко отличать от «правоверных». Евреи должны были строить жилища на пол-аршина (около 35 сантиметров) ниже мусульманских, им запрещалось ездить верхом и на телегах, покупать и продавать имущество.

Когда и почему отношения мусульман и евреев кардинально испортились

Несмотря на многочисленные трения в прошлом, по-настоящему тяжелыми отношения между мусульманским миром и евреями стали в середине XX века. Триггером послужило создание Государства Израиль на территории Британского мандата в Палестине. Сторонники принятой среди многих мусульман точки зрения на эти события зачастую не совсем корректно называют эту землю «арабскими территориями» (на самом деле арабы появились здесь гораздо позднее евреев).

Поскольку к моменту предоставления Великобританией независимости своим подмандатным территориям здесь жило также много арабов, Генассамблея ООН в 1947 году постановила создать в Палестине два государства: еврейское и арабское. А города Иерусалим и Вифлеем, имеющие огромное значение для всех трех главных авраамических религий, должны были остаться под международным управлением.

Евреи в основном согласились с этим планом, а вот арабские государства выступили категорически против. После вывода британских войск и провозглашения независимого Израиля началась первая арабо-израильская война. Из конфликта против несравненно более крупной и населенной коалиции арабских государств неожиданно победителем вышел Израиль. Отразив арабское вторжение, он занял западную часть Иерусалима, который изначально планировалось отдать под международное управление, и некоторые территории, предназначенные для создания палестинского арабского государства. Но основную их часть все же заняли арабские страны — сектор Газа достался Египту, а Западный берег реки Иордан (Иудея и Самария) — Иордании.

Запуск ракет из Сектора Газа в сторону Израиля, 9 октября 2023 года. Фото: Reuters
Запуск ракет из сектора Газа в сторону Израиля, 9 октября 2023 года. Фото: Reuters

Таким образом, восстановленное на Ближнем Востоке Государство Израиль со старта столкнулось с отказом арабских государств признать его легитимность — и те уже несколько раз пробовали уничтожить его военным путем.

Площадь Израиля — около 22 тысяч квадратных километров, что несколько меньше, чем площадь самой маленькой в Беларуси Гродненской области. Спор за такую небольшую территорию (не особенно плодородную и бедную на полезные ископаемые), наверное, все же может объяснить причину разногласий Израиля с палестинскими арабами и соседними арабскими государствами. Но вовлечение в этот конфликт удаленных от Ближнего Востока мусульманских неарабских стран — таких как Малайзия или Пакистан — объясняется дополнительной причиной. А именно — религиозной.

Небольшому участку Ближнего Востока между рекой Иордан и Средиземным морем, на котором сейчас находятся Израиль и территории Палестинской автономии, «повезло» стать святой землей сразу для всех трех главных авраамических религий. Для мусульман это земля Аль-Исра и Аль-Мирадж — сюда, согласно исламскому преданию, в конце жизни чудесным образом перенесся пророк Мухаммед, после чего вознесся на небеса.

Кроме того, в Иерусалиме, который Израиль считает своей столицей, находится мечеть Аль-Акса — третий важнейший исламский храм в мире. Она, по исламским верованиям, была до Каабы в Мекке первым объектом, по которому определялась кибла — направление, в котором мусульманин должен повернуться при совершении молитвы-намаза.

Храмовая гора в Иерусалиме в 2013 году. Мечеть Аль-Акса видна на переднем плане. За ней, в центре фотографии, видна мечеть Куббат ас-Сахра (с ярким желтым куполом). Фото: Andrew Shiva, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org
Храмовая гора в Иерусалиме в 2013 году. Мечеть Аль-Акса видна на переднем плане. За ней, в центре фотографии, находится мечеть Куббат ас-Сахра (с ярким желтым куполом). Фото: Andrew Shiva, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Мечеть Аль-Акса находится на Храмовой горе, которая, в свою очередь, является самым священным местом для иудаизма. Здесь стояли Первый и Второй иерусалимские храмы — и, по заверениям пророков, будет после прихода Мессии построен и последний, Третий храм. Однако сейчас на Храмовой горе находятся лишь религиозные святыни ислама — кроме мечети Аль-Акса это еще мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»).

Доступ к святым местам и контроль над ними являются постоянным предметом раздора между мусульманами и евреями. Например, когда в 2000 году влиятельный израильский политик Ариэль Шарон поднялся на Храмовую гору, это возмутило находившихся там мусульман. Начавшиеся столкновения переросли затем в многолетний кровавый конфликт-интифаду.

Уровень вовлеченности удаленных от Израиля мусульманских государств в конфликт против него во многом связан с религиозностью правящих в этих странах режимов. Лозунг борьбы против «сионистских захватчиков», покусившихся на святую для мусульман землю, часто используется политиками государств, претендующих на первенство в исламском мире. Например, Иран еще в 1950-х годах стал одним из первых исламских государств, де-факто признавших Израиль и сотрудничавших с ним в экономической и военно-политической сферах. Но после исламской революции, свергшей власть шахиншаха Мохаммеда Реза Пехлеви, Иран превратился в самого последовательного и принципиального противника Израиля. В октябре 1979 года исламский лидер Ирана аятолла Рухолла Хомейни объявил Израилю «священную войну» и призвал все остальные исламские страны поддержать его призыв.

Может ли это противостояние прекратиться?

Главным продуктом ненависти между мусульманами и евреями являются огромные объемы человеческого горя. Очень хорошо это понимают, например, израильтянин Рами Эльханан и палестинский араб Басам Арамин. 14-летняя дочь Рами, Смадар, погибла от взрыва террориста-смертника из ХАМАС. А 10-летняя дочь Басама, Абир, стала жертвой случайной пули израильского полицейского в возрасте 10 лет. Пережившие страшное горе отцы могли превратиться в непримиримых врагов. Но нашли в себе силы отказаться от взаимной ненависти, чтобы сотрудничать в рамках движения «Родительский круг», которое объединяет израильтян и палестинских арабов, потерявших в конфликте ближайших членов своих семей.

Отказ от взаимной конфронтации иногда происходит не только на личном уровне. С ходом времени все больше и больше государств с преимущественно исламским населением признают Израиль, отказываясь от идеи его непременного уничтожения. Из арабских стран его уже признали Египет, Марокко, Иордания, Бахрейн, Судан и Объединенные Арабские Эмираты. А среди других мусульманских Израиль признают Турция, Албания, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан.

Признание Израиля государствами мира. Желтым цветом обозначен Израиль, зеленым – страны, признающие Израиль, коричневым – страны, отказавшиеся от признания Израиля, красным – страны, прервавшие с Израилем двусторонние отношения. Серым цветом обозначены ст
Признание Израиля государствами мира. Желтым цветом обозначен Израиль, зеленым – страны, признающие Израиль, коричневым – страны, отказавшиеся от признания Израиля, красным – страны, прервавшие с Израилем двусторонние отношения. Серым цветом обозначены страны, не признававшие Израиль. Карта: AMK1211, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Последним крупным прорывом в направлении нормализации отношений между исламским миром и еврейским государством стали так называемые Соглашения Авраама, которые Израиль заключил в конце 2020 — начале 2021 года с ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом при посредничестве США. Новым шагом в этом важном направлении должно было стать историческое соглашение между Израилем и Саудовской Аравией, по которому богатое арабское королевство — хранитель общемусульманских святынь в Мекке и Медине — должно было признать еврейское государство на дипломатическом уровне. Однако атака ХАМАС и последовавший за ней военный ответ Израиля остановили переговоры по подготовке этого документа.

Можно допустить, что цель самоубийственной атаки ХАМАС как раз и заключалась в провокации роста антиизраильских и антисемитских настроений в мусульманских странах, что, в свою очередь, привело к остановке процесса примирения Израиля и исламского мира.